Божественность Иисуса Христа
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
(Св. Евангелие от Иоанна 3:16)
Мир вам, уважаемые читатели.
Благодарю за ваше внимание к такой важной теме, как божественность Иисуса Христа. Для людей этого мира, ключевой вопрос спасения и обретения жизни вечной сводится к одному единственному вопросу: кто такой для меня Иисус Христос?
Миллионы людей считают себя верующими людьми, но меня все больше беспокоит вопрос: а верим ли мы в божественность Иисуса Христа?
Давайте подумаем, а сам Иисус, придя в этот мир, родившись человеком, Сам принял образ раба послужил к спасению множества людей, живших и живущих сейчас на нашей планете, кем Он был, и что для нас сегодня значит Его Личность?
Вопрос может показаться праздным. Кто-то скажет: «Ну я знаю, кто такой Иисус Христос, Сын Божий, пророк, гениальный учитель нравственности, основатель христианства, ну и что?»
Но для каждого конкретного человека, и тем более для верующих в Иисуса Христа людей, ключевым моментом, на мой взгляд, является понимание Личности Иисуса Христа. Он Бог. Ситуация с греховностью человека на столько серьезна, что потребовалось личное участие Бога, Его приход в этот мир, чтобы дать спасение каждому человеку, живущему на земле.
Данный вопрос важен и для верующих в Иисуса Христа людей. Наблюдая за собой, изучая Писание, я вдруг пришел к выводу, что Иисус Христос был не только Сыном Божьим, но и сам есть Бог и Господь, и все Его слова, записанные в Евангелии — есть слова Божии. Из этого я делаю очень серьезный вывод: мне, как верующему человеку необходимо исполнять то, что говорил Иисус Христос.
Итак, если допустить, что Иисус Христос — это Бог, то вся Его жизнь является для меня примером, и Его слова, являются для меня повелением.
Почему для каждого человека жизненно необходимо осознание того факта, что Иисус Христос, пришедший в этот мир как человек, проживший безгрешную жизнь и умерший на Голгофском кресте за мои грехи — есть Бог?
Главным вопросом, на который пытается найти ответ в течение всей своей жизни каждый разумный человек — а как ко мне относится Бог? Как Он смотрит на мою жизнь? Знает ли Он , что я переживаю? Как Он отнесется ко мне, когда моя жизнь закончиться и я предстану перед Ним? Ответы на эти важнейшие вопросы и на многие другие мы находим в этом золотом стихе всей Библии:
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
(Св. Евангелие от Иоанна 3:16)
Чтобы глубже понять этот стих, давайте посмотрим на все Евангелие от Иоанна, и рассмотрим его исторический контекст.
Время написания евангелия от Иоанна называют 85-90 год. Хотя в нем также не упоминается разрушение храма и Иерусалима, многие историки и богословы склонны относить дату написания этого Евангелия к концу первого века. Иоанн, которого мы видим на страницах Евангелий, предстает перед нами, как достаточно молодой человек и любимый ученик Христа, на чем можно сделать предположение, что во время событий общественного служения Иисуса Христа Иоанну было от 16 до 25 лет. Соответственно, можно предположить, что во время написания Евангелия от Иоанна, его автору было от 67 до 82 лет. Данные сроки жизни являются правдоподобными, хотя и несколько завышенными для первого века нашей эры.
Данный исторический период характеризуется повсеместным распространением христианства по территории римской империи. Новая религия проникла в синагоги и еврейские диаспоры по всему греко-римскому миру, но пока еще оставалась религиозной сектой внутри иудаизма. Немногочисленные верующие из язычников пока еще не могут составить большинство внутри новой религиозной системы. Но сама цель прихода Спасителя — дать спасение всему человечеству ожидала реализации и поиска подхода к мышлению культурного человека конца первого века нашей эры в римской империи.
Давайте же рассмотрим тот путь, который прошло христианство из Палестинской Галилеи, и достигла всего цивилизованного мира того времени. И как божественность Иисуса Христа была донесена до людей того времени.
Глава 21, стихи 20–24 описывают автора как «ученика, которого любил Иисус», поэтому с исторических и внутренних причин под этим человеком подразумевается апостол Иоанн, один из сыновей Зеведея (Луки 5:10).
Евангелие от Иоанна продолжает выполнять свою цель донесения полезной информации для евангелизации (Иоанна 3:16, вероятно, самый известный стих, даже хотя многие и не понимают его), и часто используется в евангелизационном изучении Библии. Из записанных бесед между Иисусом и Никодимом и женщиной у колодца (главы 3–4), мы можем научиться модели личной евангелизации у самого Иисуса. Его утешительные слова Своим ученикам перед Своей смертью (14:1–6, 16; 16:33) являются по-прежнему великим утешением в моменты, когда смерть отбирает наших родных и близких во Христе, как и Его «высокая священническая молитва» о верующих в главе 17. Учение Иоанна о божественности Христа (1:1–3, 14; 5:22–23; 8:58; 14:8–9; 20:28 и т.д.) являются очень полезным в борьбе с ложными культами, рассматривающими Иисуса «не полностью» Богом.
Существует церковное предание, что Иоанн проповедовал устно, но его просили дать описание событиям, не описанных в первых трех Евангелиях (синоптических). И для описания жизни Иисуса Христа как Бога, было написано данное Евангелие, адресованное всем людям.
Открытие определенных фрагментов папирусов в приблизительно 135 г. н.э. подразумевает, что это Евангелие было написано, скопировано и распространено раньше этого времени. И хотя некоторые полагают, что оно было написано до разрушения Иерусалима (70 г. н.э.), 85–90 гг. являются наиболее вероятным временем его написания.
Евангелие от Иоанна 20:31 цитирует свою цель следующим образом: «Все, что здесь написано, написано для того, чтобы вы поверили, что Иисус – это Помазанник, Сын Бога, и чтобы, поверив, вы благодаря Ему обрели жизнь». В отличие от трех синоптических Евангелий, заданием Иоанна было не предоставить хронологическое повествование о жизни Христа, но доказать Его божественность. Иоанн не только стремился к укреплению веры второго поколения верующих и к обращению в веру людей в других странах, но он также стремился остановить распространение ложного учения. Иоанн подчеркивал, что Иисус Христос, «Сын Божий», был полностью Богом и полностью человеком, в отличие от бытовавшей ложной доктрины, которая настаивала, что «дух Христа» спустился на человека Иисуса во время крещения и покинул его при распятии.
В начале первого века цивилизованны мир был приготовлен к приходу Спасителя. Римское государство объединило множество народов единой государственной системой, греческой культурой, языком, системой образования и античной литературой. Цивилизация жила в Пакс Романа — римском мире, давшем возможность христианству распространиться по всему Средиземноморью и северной Африке.
В то время Израиль находился под властью Рима, и представлял собой «бурлящий котел», в котором время от времени вспыхивали мятежи и поднимались лидеры, борющиеся за национальную независимость.
Никодим был одним из духовных учителей и лидеров Израиля. Его разговор с Иисусом касался духовных вопросов. В начале Никодим признает, что Иисус имеет близкие отношения с Богом — из-за тех чудес, которые Тот творил. Но Иисус, желая вести Никодима «на глубину», говорит с ним о духовных реалиях, и необходимости полного духовного перерождения для спасения человека.
Разговор между Иисусом и Никодимом состоялся недалеко от Иерусалима. До этого мы видим, как Иисус приходил на праздник в Иерусалим, позже, Евангелие говорит, что Он со Своими учениками пришел в землю Иудейскую — это гористая местность на юге Палестины, в которой находился и Иерусалим.
Сама ситуация была необычной — Никодим пришел к Иисусу ночью. Возможно, он боялся за свой духовный авторитет, возможно, он участвовал в заседании синедриона и смог прийти, как только освободился. В любом случае, Иисус не упрекает его — почему так поздно, зайдите на следующей неделе, или запишитесь у моего помощника Петра. Мы можем приходить к Иисусу во всякое время. Что нам необходимо для этого - понимание того, к Кому приходим.
Евангелие от Иоанна имеет жанр жизнеописания. Но если Евангелия от Матфея и от Луки начинают жизнеописание Господа Иисуса Христа от рождения, Иоанн начинает от вечности, описывая вечносущное Слово Всевышнего.
Евангелие от Иоанна также описывает более ранний период общественного служения Иисуса Христа — от Каны, Капернаума, Вифсаиды и до Иерусалима. В других Евангелиях сделан акцент на времени близком к распятию Господа и Спасителя Иисуса Христа.
«Евангелие от Иоанна выбирает в качестве свидетельств лишь семь чудес, чтобы продемонстрировать божественность Христа и проиллюстрировать Его служение. Некоторые из этих свидетельств и историй встречаются лишь в Евангелии от Иоанна. Его Евангелие является самым богословским из всех четырех Евангелий и часто содержит объяснения причин событий, упомянутых в других Евангелиях. Оно открывает многое о грядущем служении Святого Духа после вознесения Христа. Есть определенные часто используемые Иоанном слова или фразы, которые указывают на повторяющиеся темы его Евангелия: вера, свидетель, Утешитель, жизнь – смерть, свет – тьма, Я есмь... и любовь.»
Евангелие от Иоанна разворачивается перед нами по следующему плану:
Пролог (Ин. 1:1–18).
Первый отдел: Свидетельство о Христе Иоанна Крестителя – до первого проявления величия Христа (Ин. 1– 2:11).
Второй отдел: Начало общественного служения Христа (Ин. 2– 4:54).
Третий отдел: Иисус – Податель вечной жизни, в борьбе с иудейством (Ин. 5– 11:57).
Четвертый отдел: Из последней недели перед Пасхой (Ин. 12).
Пятый отдел: Иисус в кругу учеников накануне Своих страданий (Ин. 13–17).
Шестой отдел: Прославление Иисуса через смерть и воскресение (Ин. 18–20).
Эпилог (Ин. 21)."
События, описанные в третьей главе происходят в начале общественного служения Иисуса Христа. Он сразу заявил о Своих правах и о Себе. Это заявление было явным и для простых людей и для фарисеев, и для духовных лидеров Израиля. Возможно, оно было понято не правильно и Иисуса стали называть «пророком из Назарета», тем не менее Никодим обратился к Нему, удостоверяя Его божественную силу.
Для Иисуса Христа было важно не то, что Никодим осознал, что имеет дело с божественной силой, но для Него первоочередное значение имеет спасение человека. Именно поэтому Иисус начинает говорить о новом рождении.
Мы привыкли слышать о силе воли, о победе над дурными привычками и добрых делах. Но Иисус говорит о невозможности достижения спасения без кардинального и полного обновления всей природы человека.
И поэтому, здесь Он говорит о той цене, которая заплачена Богом за этот шанс второго рождения, за эту возможность начать жизнь с чистого листа. И эта жертва невероятно высока — Единственный Духовный Сын Всевышнего Бога.
Иисус, понимая всю важность и критичность момента говорит как о положительной мотивации для человека — Божья любовь, так и об отрицательной — осуждении всякого человека, не уверовавшего в Единственного Сына Божьего.
Ибо так возлюбил Бог мир — это оценочное заявление, показывающее величие Божьей любви к нам, грешными людям. Далее Иисус говорит, насколько велика эта любовь — что отдал Сына Своего Единородного. Бог говорит в категориях, понятных человеку. Нам сложно понять Троицу, сложно понять взаимоотношения внутри Троицы, но Бог доносит до человека величие принесенной за него жертвы — как если бы кто-то отдал на смерть своего единственного сына.
И далее говорится о цели этой жертвы, о том, для чего была принесена эта величайшая жертва в истории человечества — дабы всякий верующий не погиб, но имел жизнь вечную.
Мы видим, что величие Божьей любви простирается до каждого верующего в Иисуса Христа, не взирая на конфессии и деноминации, на церковную принадлежность и длительность нашей веры — она охватывает каждого, и принимает тех, кто принимает в свой разум и сердце веру в Иисуса Христа.
Если мы попробуем объяснить приведенный нами стих, то можно сказать следующее: Творец так возлюбил Свое творение, что дал убить Себя, чтобы Его творение продолжало жить.
Вся Библия заключена в первой книге — Бытие. В Евангелии от Иоанна мы видим созревший плод тех «семян», заложенных в бытие. То, что на протяжении всей Библии раскрывалось и выходило на свет, в 3 главе Евангелия от Иоанна достигает своего апогея — величайшей степени любви — жертвенной любви.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы. Евангелия от Иоанна представляет Христа не от рождения, а от «начала» как «Слово» (логос), которое, как Божество, участвовало в каждом аспекте создания (1:1–3) и которое позже стало плотью (1:14), с тем чтобы взять наши грехи как безупречный, жертвенный Агнец (Иоанна 1:29). Иоанн выбирает определенные духовные беседы, чтобы показать, что Иисус был Мессией (4:26), и объяснить, как человек спасается Его заместительной смертью на кресте (3:14–16). Христос неоднократно приводил в ярость еврейских лидеров, поправляя их (2:13–16), исцеляя в субботу и «приписывая» Себе качества, свойственные Богу (5:18; 8:56–59; 9:6, 16; 10:33). Иисус готовит Своих учеников к Своей грядущей смерти и к их служению после Его воскресения и вознесения (14–17). Затем Он охотно умирает за нас на кресте (10:15–18), в полном объеме возвращая наш долг греха (19:30), чтобы тот, кто верит в Него как своего Спасителя от греха, был спасен (3:14–16). Затем Он восстает из мертвых, убедив даже самых сомневающихся из Своих учеников в том, что Он на самом деле Бог и Господь (20:24–29).
"Изображение Иоанном Иисуса как Бога Ветхого Завета очевидно из семи заявлений Иисуса «Я есмь». Он – «Хлеб жизни» (Иоанна 6:35), данный Богом, чтобы накормить души Своего народа, так же, как Он дал манну с небес, чтобы накормить израильтян в пустыне (Исход 16:11–36). Иисус – «свет миру» (Иоанна 8:12) – тот же свет, который Бог обещал Своему народу в Ветхом Завете (Исаии 30:26; 60:19–22) и который найдет свое исполнение в Новом Иерусалиме, когда Христос-Агнец будет его Светом (Откровение 21:23). Два утверждения «Я есмь» относятся к Иисусу как «Доброму пастырю» и «двери овцам». Это – четкие ссылки на Иисуса как Бога Ветхого Завета, Пастыря Израиля (Псалтирь 23:1; 79:1; Иеремии 31:10; Иезекииля 34:23) и как единственную Дверь в небесную «овчарню», единственный путь спасения.
Евреи верили в воскресение и использовали соответствующие доктрины, чтобы заставить Иисуса делать заявления, которые можно было бы использовать против Него. Но его заявление на могиле Лазаря «Я – Воскресение и Жизнь» (Иоанна 11:25) должно было поразить их. Он утверждает, что является причиной воскресения и обладает властью над жизнью и смертью. Никто другой, кроме Самого Бога не мог претендовать на такие характеристики. Кроме того, Его утверждение о «пути, истине и жизни» (Иоанна 14:6), несомненно, связывает Его с Ветхим Заветом. Он является «путем святости», о котором пророчествовал Исаия в 35:8; Он основал Город Истины из Захарии 8:3, когда Он, Сам являющийся «истиной», был в Иерусалиме и истины Евангелия были проповеданы там Ним и Его апостолами; и как «Жизнь», Он утверждает Свою божественность и то, что Он – Творец жизни, воплощенный Бог (Иоанна 1:1–3). Наконец, как «истинная виноградная лоза» (Иоанна 15:1, 5) Иисус отождествляет Себя с народом Израиля, называемым виноградником Господа во многих ветхозаветных текстах. Как истинная виноградная лоза виноградника Израиля Он изображает Себя как Господа «истинного Израиля» – всех тех, кто приходит к Нему с верой, потому что «не все израильтяне – истинный Израиль» (Римлянам 9: 6). "
Удостоверение Иисуса Христа как Бога для всех людей, в том числе и евреев, а также подтверждение Его божественности всеми евангелиями, писанием Нового Завета , распространением христианства по всему миру и возможность установления прямых личных взаимоотношений с Богом через жертву Иисуса Христа ясно и однозначно доказывает Его божественность и ставит перед каждым верующим человеком серьезную задачу по донесению Радостной Вести (Евангелия) до каждого не спасенного человека. И именно на этом пути Он обещал быть близко к нам, насколько это возможно:
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа,
уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.(Матф.28:19,20)
Пусть благословит вас Всевышний в исполнении Его великого поручения.
С любовью и молитвой
Рустам Насыров.